Освіта та культура

В мае 1997-го молодой премьер Тони Блэр (Майкл Шин), приезжает в Букингемский дворец для знакомства с монаршей семьей, которая царствует, но не правит.

Престарелый привратник объясняет новоиспеченному главе правительства, в какой момент нужно поклониться, и как уйти, не поворачиваясь к Ее Величеству спиной, и прочие детали, которые стоит знать.

Королева (Хелен Миррен), окинув Блэра ледяным взором, рассказывает ему о том, как вести ядерную войну, что он десятый на ее памяти премьер, а первым был Черчилль… Куцее знакомство, переросшее в никакие по сути отношения, станет важным лишь через несколько месяцев. Когда в Париже разобьется принцесса Диана, и королевский двор будет трясти от нервного напряжения, молодой премьер станет единственным, кто вступится за ненавидимую целой страной Августейшую семью.

Милая, сатирическая драма про волнения английской королевы Елизаветы после гибели принцессы Дианы – хлесткое, едкое и одновременно нежное высказывание английского ветерана Стивена Фрирза («Грязные прелести», «Филомена»). Отношениями двух властителей, показанными через трагедию национального масштаба, Фрирз демонстрирует истинное отношение среднестатистического англичанина к институту действующей монархии. Оно ироничное, но по-детски захватывающее.



«Королева» выглядит то драмой, то памфлетом. Но всегда одновременно и тем, и другим. Трагедия монаршего двора не мешает Ее Величеству шутить про Черчилля, а ее статус – не снимает обязанностей жены и матери. Королева сама готовит завтраки, водит «Рендж Ровер» и даже чинит сломавшийся карданный вал, вспомнив о полученных в годы войны навыках автомеханика.

Фрирз, которому чувства юмора не занимать, умеет быть едким и злым. Но в «Королеве» он берет совсем не этими интонациями. По сути, он вскрывает главную, видимо, проблему англичан: монархия, конечно, устарела, и непонятно, нужна ли вообще. Однако, когда дело доходит до главного, гимн «Боже, храни Королеву» исполняется без тени иронии.