Війна в Україні

Вот уже больше чем полгода прошло с тех пор, как Россия оккупировала Крым и начала военные действия на Донбассе руками подготовленных ею боевиков (и по сути уже ввела войска на Донбасс).

Данный конфликт, как известно, интересен тем, что он чуть ли не впервые за многие годы в Европе был с самого начала искусственно создан российской пропагандой. Располагая определенным доверием русскоязычной аудитории, пропагандистская машина российских СМИ сумела так смоделировать общественное мнение, что, испугавшись «кровавых правосеков» и «гейропы», часть жителей Крыма добровольно участвовали в оккупации полуострова, а часть дончан и луганчан становились живым щитом для приезжих боевиков вроде того же Гиркина-«Стрелкова». Лишь бы не жить под «хунтой». Успех для российских СМИ? В какой-то степени – да.

Что касается Украины, то она до сих пор не может адекватно нейтрализовать вмешательство со стороны России ни на международной, ни на внутренней арене. И это еще при сравнительно благоприятной для Украины международной обстановке.

Возьмем самый близкий для Украины фронт информационной войны – европейский (о собственно российском пока говорить не будем).

Там есть масса провалов, которые могут быть использованы (и уже используются Россией) в качестве «плацдармов» против Украины. Например, мы видим, что у Украины нет работы со СМИ на международном уровне именно для широкой аудитории. Если дипломаты и политики более-менее понимают роль России в этом конфликте, то, что касается населения стран ЕС в целом… Им не понятно, кто с кем воюет на Донбассе и почему теперь «Крымнаш». Многие до сих пор не в курсе, что большая часть полевых командиров самопровозглашенных ДНР и ЛНР – граждане России. А ведь именно такая работа является базовой – информируя общественность в Евросоюзе, мы получаем надежный «тыл» для наших союзников в Европарламенте и национальных парламентах. Потому что если, скажем, в Германии на следующих парламентских выборах побеждают социал-демократы, у Украины резко снижается поддержка. Ведь СДПГ – крупнейший лоббист российских интересов не только в Германии, но и в ЕС (так что Украине повезло, что конфликт пришелся на первый год третьего срока правительства Ангелы Меркель и до очередных выборов ждать еще 3 года). Да и надо разъяснять, за что вводятся санкции против России и почему европейский бизнес в краткосрочной перспективе лишается части доходов.

С этим Украина пока что не работает – ни само государство, ни медийное сообщество в целом. В отличие от России, которая мало того, что имеет возможность международного телевещания (канал Russia Today, например), но еще и направляет агитационные туры в страны Евросоюза, где рассказывает о вымышленных зверствах украинской армии и добровольческих батальонов в «Новороссии». Конечно, последнее делается неофициально и выглядит со стороны как чистое волонтерство, но на деле это - то же самое, что распятый мальчик из Славянска, которого никто, кроме специально обученной «свидетельницы», не видел. У нас же даже элементарной разъяснительной информационной кампанией занимаются в основном волонтеры в соцсетях, а журналисты топовых мировых медиа только сейчас убедились, что на Донбассе воюет не столько местное население, сколько «приезжие» из России. Если бы не сбитый из российского «Бука» «Боинг» и некоторые другие слишком явные следы российского вмешательства, основная масса людей в ЕС (в том числе и те, кто принимают решения), до сих пор бы считали, что на Донбассе идет типичная гражданская война, а не гибридная война Украины с Россией.

Выстроенной контрпропагандистской кампании в Украине не ведется вообще. Усилия масс-медиа никак не координируются - телеканалы, газеты и интернет-издания продолжают функционировать так же, как до начала оккупации Крыма. «Темники» имени Медведчука - уже вчерашний день и вообще полное мракобесие с точки зрения свободы слова, но как-то координировать действия в медиа необходимо. Особенно на уровне внешней политики. Пока что Украина вынуждена в основном обороняться, а нужно играть «первым номером». Вдумайтесь – на основных новостных сайтах Украины нет даже англоязычной версии, где можно прочесть новости с фронта. Откуда читатель, не владеющий русским или украинским, будет брать информацию? Иногда доходит до смешного, когда англоязычная версия делается с помощью автоматического перевода Google Translate..

Наконец, почему не ведется тотальный учет военных преступлений? Непонятно, допрашивают ли подробно задержанных боевиков на предмет совершенных деяний. Если мы говорим о Гаагском трибунале, то непонятно, с чем туда пойдет Украина, если мы не будем иметь документированных данных. К сожалению, есть опасения, что задержанных боевиков обменивают на наших пленных, толком ничего из них не «вытянув».

Что можно сделать уже сейчас (хотя это надо было делать как можно раньше)?

1) Создать координационный совет по информационной политике при АП или СНБО – туда должны войти эксперты из силовых структур, политтехнологи и пиар-технологи, представители телеканалов и информагентств, редакторы интернет-сайтов. Цель - совместная работа против российской государственной пропаганды за рубежом. При нем может быть создан центр информационных спецопераций.

2) Заново создать информационно- аналитический департамент в АП, который бы работал в связке с аппаратом СНБО, отделами НИСИ, аналитическим департаментом СБУ и Госкомразведки. Цель - отслеживание ситуации в стране и за рубежом, ее анализ и составление прогнозов, выработка управленческих решений на упреждение, планирование информационных операций и т.д..

3) Изменить алгоритм работы с прессой для подразделений в зоне АТО. В частности, разрешить журналистам выборочно документировать допросы взятых в плен боевиков и военнослужащих РФ. Это поможет не только собственно укреплению позиций Украины в международных медиа, но и осуществлению международного правосудия по отношению к боевикам.

По контрпропаганде - надо не гнаться за разоблачением отдельных фейков (это – дело отдельных журналистов и блоггеров), а вскрывать всю систему российской пропаганды на международном уровне. Тем более, что немногие здравомыслящие россияне готовы нам в этом помогать (например, проект «Шалтай-Болтай» часто выкладывает выдержки из взломанной переписки российских чиновников и медиаменеджеров – там речь идет и о российской информационной политике по «украинскому вопросу» и «Новороссии»). То есть – «имена, пароли, явки» российской пропаганды в глобальных медиа, кто, с чем и как работает, информацию от каких лоббистских структур лучше не печатать даже на правах рекламы и т.д.

Нужно делать и качественные англоязычные дайджесты онлайн, где выкладываются факты и краткий анализ событий на Донбассе с проукраинской точки зрения. Это будет, по крайней мере, попыткой адекватного ответа на нынешнее количественное превосходство российской пропаганды в мировых СМИ. Потому что заявления, скажем, руководства ЕС или НАТО о серьезности ситуации в Украине должны быть подкреплены хотя бы основными фактами изнутри страны. Даже если мы не будем преувеличивать «ради красного словца» количество россиян среди боевиков, количество поставленного из России тяжелого вооружения и т.д. – это однозначно переломит ситуацию в нашу пользу. О более «навороченных» информационных спецоперациях пока что речи не идет – нужно подготовить базу в информационной политике Украины по событиям на Донбассе и в Крыму. Да и это тема отдельной публикации.

Полезной была бы и «Черная книга» действий российских войск и координируемых из России незаконных вооруженных формирований на Донбассе - с хронологией, географическими привязками, информацией о преступлениях (кто, где, что совершил, есть ли подтверждение информации, открыто ли уголовное производство, обратная связь для внесения информации в реестр).

Главные тезисы для внешнего употребления должны быть следующими:

1) Россия может стать новым Третьим Рейхом, если ее не остановить. Путинская пропаганда запустила процессы фашизации российского общества – настраивая россиян на войну и против стран Евросоюза тоже. Украина может быть только началом – дальше будут Молдова, страны Прибалтики, Польша, Румыния, Финляндия и т.д.

2) Дальнейшее разрастание конфликта на Донбассе может быть чревато потоком беженцев уже с остальной Украины в страны ЕС – счет может идти на сотни тысяч и миллионы человек. Также это усилит влияние международных ОПГ, увеличит объемы наркотрафика, отмывания денег и т.д.

3) Следующей целью России может стать развал Евросоюза и раскол среди европейских стран-членов НАТО. Будут использованы «газовые» аргументы и популяризация ультраправых идей. Европейские ультраправые давно сотрудничают с российскими спецслужбами.

4) Нынешних санкций явно недостаточно, поэтому нужны аресты имущества российских компаний и представителей российской элиты, снятие банковской тайны и закрытие оффшоров в самой Европе.

5) «Минские соглашения» не выполняются российской стороной и подконтрольными ей боевиками - и поэтому должны быть пересмотрены. Есть также вопросы к некоторым наблюдателям ОБСЕ, которые защищают позиции боевиков, а не сохраняют нейтралитет.

6) 70% полевых командиров и значительная часть «администрации» сепаратистов – граждане Российской Федерации, уже не говоря о регулярных частях российской армии на Донбассе. О какой «гражданской войне» может идти речь? Местное население – скорее заложники и обманутые люди, чем реальная поддержка для боевиков.

Ну, и конечно, нужно соответствовать запросам о помощи на внутреннем уровне. А именно – эффективно бороться с коррупцией, вводить внутренние санкции против российского капитала, «засветившегося» в поддержке боевиков и т.д. Пока что это, мягко говоря, не особо заметно – внутренние санкции в Украине вообще не вводятся, уголовные дела против коррупционеров прошлого режима саботируются. Да и весьма актуальный (как юридически, так и политически) иск в Международный суд ООН по поводу принадлежности Крыма – так и не подготовлен Украиной. Если Украина не преодолеет инерцию собственной бюрократической системы и не займется реальным реформированием армии, правоохранительных органов и т.д., доверие к ней снова упадет и нам никто особо помогать не будет. К сожалению, многие представители уже новой власти не понимают, что уже нельзя жить по-старому, что в стране война, что договариваться с «бывшими» ради спокойствия всей страны уже нельзя. (Как пример последнего тезиса можно привести тот же Донбасс и роль Рината Ахметова в конфликте - используя сепаратизм и российское вторжение, он пытался получить для себя преференции. И если б наши власти слушали именно его – мы бы давно уже потеряли целиком Донецкую и Луганскую области). В общем, мало заявлять о том, что мы готовы бороться и просить ввода дополнительных санкций – нужно еще и реально соответствовать имиджу борющейся страны.